Агатовый и сердоликовый оникс («сардоникс», «сард») использовался людьми с доисторических времён для изготовления небольших резных художественных изделий (глиптика), а также резных цилиндрических печатей. Это один из наиболее ценных поделочных камней. Кальцитовые (мраморный и др.) виды ониксов широко распространены и относятся к наиболее доступным и недорогим декоративно-поделочным материалам. Как раньше, так и теперь они широко используются в серийных бытовых и крупных изделиях: это всевозможная мелкая и средняя пластика, ониксовые вазы, шкатулки, подсвечники, столешницы. Применяется также в мозаике и облицовке. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из оникса часто вырезают разнообразные ювелирные изделия, из наиболее редких и качественных сортов сардоникса — камеи, в которых более высокая часть темного изображения контрастирует со светлым фоном.

Одна из наиболее известных историй с сардониксом связана с именем Бенвенуто Челлини. Однажды он надолго исчез из Ватикана, предварительно прихватив с собой золото и несколько драгоценных камней, выданных ему для работы из папского хранилища. Причём его отсутствие было достаточно долгим, чтобы вызвать сначала беспокойство, а затем и гнев его Святейшества. Когда, наконец, Челлини вернулся, то его встретили бранью: «О, эти художники! Вечные посетители кабаков, спутники развратных девок, подонки общества, язычники, а не добрые христиане!». Вместо оправдания Челлини молча выложил кипарисовый ларец, внутри которого находилась гемма из многоцветного сардоникса. Резко оборвав свои гневные филиппики, папа долго и внимательно разглядывал вещь. На камне Челлини вырезал канонический евангельский сюжет, тайную вечерю. Притом многоцветный камень был использован самым изобретательным образом. Все пятна, цвета и прожилки сардоникса были использованы в каноническом сюжете для характеристики персонажей. Христос оказался в белом природном одеянии, апостол Иоанн — в голубом, Пётр — в красном, а Иуда, конечно, — в мрачном тёмно-коричневом хитоне. Но более всего папу поразила мысль, что этот сардоникс валялся на земле много тысяч лет, как простой булыжник, и никому до него не было никакого дела. Но вот пришёл «распутный» художник, коснулся камня своим несложным резцом и сотворил из булыжника чудо. Бенвенуто Челлини был прощён и провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостола Петра и поставили в алтаре главного притвора. Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства